Наша профессия — прекрасна!
Наша профессия – прекрасна!
Почётный работник среднего профессионального образования России Т.Г.Захарова
Наставник рядом. Педагог в переводе с древнегреческого — «ведущий ребёнка». В широком смысле — охраняющий от зла, ведущий к знаниям, сопровождающий по жизни.
Тамара Геннадьевна Захарова рядом со мной по жизни с юного возраста. Отношения «учитель – ученик» сменились статусом «коллеги» и я счастлива, что она до сих пор согревает материнским теплом, продолжает питать меня музыкальной информацией, является примером мастерства в профессии. С молодости она сохранила редкую красоту и стать, острый ум, цепкую память, неутомимый характер, широкую душу. Лихо водит машину, управляется с усадьбой дома, который сохранила и отстроила в память о родителях и по — прежнему ас в своей профессии пианиста – педагога.
Непрерывный стаж в полвека. В год, посвященный педагогу и наставнику, Захарова отмечает полувековой юбилей своей работы в Октябрьском музыкальном училище – колледже. Её общий педагогический стаж давно перевалил за эту цифру. Более тысячи выпускников Тамары Геннадьевны теперь несут «разумное, доброе, вечное» в разных уголках России и за её пределами. А учитель до сих пор помнит их выпускные концертные программы, бережно хранит номера их телефонов и адреса, следит за творческим и служебным ростом своих творческих детей. Практически никто из воспитанников Захаровой не ушёл из профессии.
Заложили династию. В музыкальных кругах города семья Захаровых – Сайкиных хорошо известна. Когда дочери Мария и Анна пошли по стопам своих родителей, у Захаровой спросили: «хотели бы внуков — музыкантов?» На что молодая женщина с улыбкой ответила: «Хотелось бы…» Что ж, хотели – получите! Внук Михаил — юный виолончелист, Георгий и Тимофей занимаются по классу фортепиано. Самую маленькую Еву водит на занятия по музыке зять Антон Соколов, который имея рабочую специальность и солидное место работы, тоже решил приобщиться к семейным традициям и год назад получил диплом об окончании Октябрьского музыкального колледжа по классу трубы без отрыва от производства. Как тут не заподозришь вмешательство волшебной силы музыки!
Отчий дом. Но в родительской семье Тамара была музыкальным первопроходцем. Папа Геннадий Николаевич, всю жизнь проработал в тресте «Туймазабурнефть». Мама, Мария Васильевна, возглавляла газовое хозяйство города. Она знала всю технологическую цепочку этого непростого направления, включая особенность работы в мужском рабочем коллективе. Конечно, своей дочери она желала более изящной и женской профессии. Она и не подозревала, насколько энергетически и физически затратен и тяжел труд профессионального музыканта! Важным для воспитания подрастающего поколения родители считали приобщение детей к классической литературе, поэтому после работы, как многие сограждане, бежали отмечаться в очереди на покупку подписных изданий. Постепенно собралась солидная библиотека – стеллажи от пола до потолка. Вскоре в доме появился так же чёрный, блестящий инструмент, по тем временам – большая роскошь. В гости часто приглашалась юная соседка по улице — Рита Куликова, которая музицировала на фортепиано и маленькой Томе казалась небожителем. Особенно часто на заказ звучал Полонез Огинского — любимая композиция хозяйки дома.
Так был запущен маховик судьбы, коснувшийся всех последующих поколений семьи. Тамара Геннадьевна вспоминает, что учиться музыке в ту пору было престижно, почётно, похвально. Бросить музыкальную школу — немыслимое дело! Настолько в сознании населения было сильно стремление к лучшей жизни.
Уфа музыкальная. Позже пришло время осознанного выбора и вот Тамара уже студентка Уфимского училища искусств. Атмосфера культурного центра захватила в водоворот событий: концерты, спектакли, выставки. Оперный театр по соседству и молодые музыканты — с клавирами на каждой премьерной сдаче. Молодецкая энергия била ключом. По вечерам, после занятий, все однокурсники, среди которых и будущий супруг Вячеслав Сайкин, собирались в «радиорубке» и на стационарном напольном магнитофоне слушали музыку. В это время все жили скромно, но часть стипендии непременно откладывали на приобретение нот, методической, музыкальной литературы и на пополнение личной фонотеки. Такие покупки всегда были предметом гордости. Сейчас Тамара Геннадьевна — владелица большой коллекции винила.
Дух «Гнесинки». Интерес к будущей профессии подогрела так же команда молодых выпускников «Гнесинки», которые приехали по распределению на работу в уфимское училище искусств целым курсом: теоретики, пианисты, виолончелист. Среди них – кумир юных студенток Александр Сац, молодой представитель известной в стране семьи литературоведов, музыкантов, театралов. Москвичи немногим старше своих учеников, были заряжены особой столичной энергией и энтузиазмом. Эта «могучая кучка» в одночасье всколыхнула музыкальную жизнь Уфы и повлияла на настроение студенчества. А впереди уже маячила Новосибирская консерватория…
Здравствуй, Рита! Поработав год по распределению в родной ДМШ№1 в Октябрьском, Тамара вновь стала студенткой. Удивительно, как часто на наши важные жизненные решения влияют такие обстоятельства, как близость проживания родственников или знакомых. В далёкий Новосибирск к тому времени уже проложила путь та самая Рита Куликова, что в детстве часто играла в доме Захаровых. Вновь благодаря ей судьба Тамары заложила новый вираж.
Духовная составляющая. Новосибирск — один из главных научных, спортивных, культурных центров России, прогрессивный, развитый город. На пятачке Оперный театр – консерватория — филармония концертная жизнь фонтанировала. Сама атмосфера города наполняла, воспитывала, формировала духовный мир молодёжи. Захарова – не исключение. А ещё она считает, что ей повезло с педагогами и наставниками. Где бы она не обучалась, её вели сильные специалисты, к тому же потомственные педагоги, ученики Нейгауза, Доренского, Голубовской. Она и сама застала эпоху великих музыкантов. По жизни ей довелось побывать на концертах знаменитой хоровой капеллы Юрлова, популярных оперных певцов Бориса Штоколова, Евгении Мирошниченко, послушать легендарных пианистов Марию Юдину и Святослава Рихтера, воочию увидеть выдающихся композиторов Дмитрия Шостаковича, Андрея Эшпая, Назиба Жиганова … Как в старые добрые времена Захарова хранит их афиши, программки, свидетельства прекрасного кипучего времени. По её убеждению, именно живое исполнение музыкантов будит творческую мысль, мотивирует на профессиональный рост.
Транзит Уфа – Учалы – Октябрьский. Именно в таком географическом порядке складывалась трудовая биография молодого специалиста Захаровой после окончания ВУЗа. В город своего детства Тамара вернулась в силу трагических обстоятельств. Оказалось, что навсегда. Чудовищная автокатастрофа молниеносным росчерком смертельного пера унесла жизнь любимой мамы, мгновенно выдернув молодую девушку из благополучной, безмятежной, жизни, полной планов и надежд. В те жуткие, беспросветные дни Тамара особенно остро ощущала искренее участие и поддержку своего Вячеслава…
Музыка – лекарство. Октябрьский по – отечески тепло принял двух молодых музыкантов в свои пенаты. Здесь родилась их семья, здесь они состоялись, как специалисты.
В чем секрет профессионального долголетия, где искать истоки творческого вдохновения, неиссякаемого оптимизма и жизненных сил педагога, женщины, труженицы?
«Мы, преподаватели, не только передаём знания ученикам, но и обмениваемся энергией молодости с ними. Это закон сообщающихся сосудов. Наш обоюдный творческий контакт не позволяет дистанцироваться друг от друга и требует полного взаимопонимания. Помимо ремесла мы формируем духовную составляющую личности. Наша профессия прекрасна! Музыка – это проверенная терапия от всех невзгод» — считает Почётный работник среднего профессионального образования России, педагог Тамара Захарова.
Преподаватель Ольга Варламова