8 сентября - Международный День грамотности

08.09.2021

8 сентября - Международный День грамотности

tGzP9MCF4HQ.jpg




Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.

Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.

Сколько слов в русском языке? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист. И русский язык – великий, необъятный, «живой как жизнь» - продолжает развиваться. Расширяется его лексический состав. Слова рождают другие слова, и их становится всё больше.

«Гибок язык человека; речей для него изобильно всяких, поле для слов и туда и сюда беспредельно…» - утверждал Гомер. Мощь и гибкость русского языка обусловлены неисчислимыми комбинациями создания слов. Специалисты насчитывают до двенадцати способов словообразования. Один из них – сращение.

Употребляя слово сейчас, многие не задумываются, что оно образовано из двух: сей + час. Так и слово сегодня возникло из сего + дня. Одна из составляющих частей этих слов устарела, и они прочно срослись.
-------------------—
Вот краткие ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ некоторых слов.

Выражая кому-то свою благодарность, вы произносите СПАСИБО, возможно, не подозревая, что получилось это слово из формулы: спаси (вас) бог.

Словом НЕДЕЛЯ первоначально назывался день отдыха. Всё верно: не-деля от не делати – «день, свободный от дел». То, что мы сейчас называем неделей, во всех славянских языках именовалось седьмицей – «семидневкой». Первый день семидневки назывался понедельником – он следовал за неделей. Позже слово седьмица было заменено неделей, а выходной стал называться воскресеньем. Слово неделя теперь имеет другие смысловые функции. Оно обозначает любые семь дней подряд. Но существуют ещё и укороченные недели: шестидневные и пятидневные.

Интересна этимология слова сморозить. В гимназиях царского времени преподавали греческий язык. От иронических реплик учителей, которыми награждались отроки за ответы невпопад, а именно морос, что значило «глупо», «нелепость», и образовалось в языке гимназистов слово «сморозить» - сказать заведомую глупость.

Этимологические истории многих слов русского языка довольно интересны. Но не все ещё процессы словообразования досконально исследованы, ещё далека от совершенства классификация способов образования новых слов.

Всем, кого заинтересовала эта тема, предлагаю почитать книгу Э. А. Вартаньяна «Путешествие в слово».