logo
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Башкортостан
Октябрьский музыкальный колледж

Режим работы учреждения:
---
---

Юбилей

14.12.2023

Преподаватель Октябрьского музыкального колледжа, заслуженный работник культуры РФ и РБ, почетный гражданин города, обладатель медали «Патриот России» Юлия Георгиевна Исаева отмечает юбилей.

Под портретом: «Музыка – это магия. Для меня – это смысл жизни, своеобразная защита от всего, что приземляет дух и обедняет душу».
Задуманный парадный портрет юбиляра постепенно превратился в повествование о судьбе удивительной женщины.

И жизнь, слёзы, и любовь…

Она достигла немыслимых профессиональных высот, знакома и дружна с людьми, имена которых многие знают по учебникам и книгам, она авторитетный специалист, почётный гражданин города, отмечена правительственными наградами, имеет заслуженные звания…
Она же – ранимая женщина, испытавшая на жизненном пути взлёты и падения. Подранок с детства, научилась терпеть и покорно принимать удары судьбы. В минуты отчаяния, как заклинание, повторяет про себя строки Пушкина: «Хулу и похвалу приемли равнодушно»…
Она всегда на передовой.

Сражения разные. Первое и главное – за возрождение академизма в массовой культуре, за непреходящие ценности в воспитании молодого поколения, за высокий профессионализм в искусстве. Её хор – флагман этого направления в городе и далеко за его пределами. Она буквально раздвигает границы возможного. Так, в Октябрьском оказались две масштабные личности – народные артисты РФ композитор Валерий Калистратов и его супруга певица Анна Литвиненко. Оба – профессора ведущих вузов страны. Калистратов работал с хором Исаевой, давал мастер класс, Литвиненко пела в сопровождении оркестра народных инструментов под управлением Юрия Никифорова. Это было незабываемое событие, которое останется в истории музыкального колледжа и города в целом. Маленький, но говорящий штрих – всё произошло благодаря приглашению и огромному личному участию Юлии Георгиевны. Вплоть до того, что наш хормейстер в эти дни съехала со своей квартиры, предоставив апартаменты артистам и создав им домашние условия для проживания.
На личном фронте другое сражение – за женское счастье, которое с завидным постоянством обходило стороной, принося горечь обид и пепел разочарований.

Короткое счастье.

Неожиданно судьба ей дарит несколько лет благоговейной тишины, беспечного покоя, радостного осознания, что есть защита от житейских невзгод. «Одесса» и «мой генерал» – вот коротко об этом периоде жизни, когда она была согрета заботой, наслаждалась теплом южного солнца и любящего сердца. Избранник – воплощение дворянской стати и мужской сути. И вновь потеря. Бывший военный лётчик – испытатель навсегда ушёл в небесный коридор. «А жене скажи слово прощальное, передай кольцо обручальное» – поётся в песне, ставшей для Исаевой пророческой.

Песня в наследство.

Юлия Георгиевна любит вспоминать семейную историю, связанную с её дедом по линии матери и великим Шаляпиным. Во время первой мировой Федор Иванович приехал на фронт поддержать солдат. А ему все рекомендуют послушать сослуживца Пахомова. Мол, есть у нас такой Павел Петрович, голос имеет уникальный, высокий и чистый. Прямо в поле, на привале, солдат экспромтом спел в дуэте с прославленным басом русскую народную песню «Степь да степь кругом». Неожиданная встреча с известным артистом и его обещание помочь в Питере могли иметь для него большие перспективы. Но не случилось. А вот песня через поколение соединила его с судьбой Юлии Георгиевны. Ей об этом эпизоде рассказала бабушка, которая запретила мужу идти в артисты. «Все они безбожники и распутники, а в деревне сено косить некому». Исаева долго искала подходящую обработку этой песни для своего хора. И вдруг услышала её в исполнении Мининского хора! Но где взять солиста? Её коллектив обязали выступить на 50 – летнем юбилее Октябрьского. Нужен бас – красивый, бархатный, богатый. На свой страх и риск обратилась к популярному певцу Аскару Абдразакову. На удивление, получила согласие, но с условием не менять дату выступления, так как исполнитель собирался в заграничные гастроли. Вскоре радость Юлии Георгиевны сменилась унынием – юбилейные мероприятия действительно сдвинулись по времени. Павшей духом Исаевой посоветовали обратиться к младшему из братьев – двадцатилетнему Ильдару Абдразакову, начинающему, но перспективному вокалисту с благородным, глубоким басом. В результате, он и спел с хором на юбилее города. «Степь да степь» прозвучала со всей своей глубинной мощью. Так песня стала для Юлии и прорицательной, и судьбоносной.

Работа лечит.

Защитным механизмом от всех печалей и потерь всегда была её работа. Это меч, латы, кольчуга. Это вера, надежда, любовь. Именно на свой коллектив она тратит энтузиазм и драгоценные силы. По словам Юлии Георгиевны, вся её жизнь – это сплошная хоровая репетиция.
По окончании Казанской консерватории девчонкой приехала в город и подняла до профессиональных высот самодеятельный хор ВНИИГИС. Счастливая пора безудержного творчества, бесшабашной молодости, бесконечной веры в себя! В это время родилась и жива поныне настоящая, крепкая дружба с тогда ещё молодыми учёными, талантливыми представителями технической и творческой интеллигенции. Это Тагир Мамлеев, Виктор Клаузер, Борис Шульман. Именно эту многолетнюю привязанность Исаева считает очередным благословением судьбы. Они дружат семьями, вместе в горе и в радости.

Полвека в искусстве.

Со студенческим хором музыкального училища-колледжа работает ровно 50 лет. Давно ушли годы, когда в Октябрьском одновременно функционировало более 40 хоров. В то время хоровое искусство люди воспринимали, как близкое, родное. По нынешним временам дирижер хора – профессия штучная. Но Исаева продолжает СЛУЖИТЬ искусству – беззаветно, самозабвенно, преданно.
Порой на темповых и сверхэмоциональных хоровых репетициях накал страстей достигает такой амплитуды, что может хватить удар. И тогда – приказ себе: спокойно, Ипполит, спокойно… Дети не виноваты, что твой внутренний камертон работает на других частотах. «В искусстве нет линии горизонта», – считает Исаева.

На волне успеха.

Этот её неукротимый заряд на творчество покорил когда-то патриарха советского и российского хорового искусства Владимира Минина. Заметив талантливого хормейстера из провинциального городка на конкурсе «Поющая Россия», он стал в хоровом мире её крёстным отцом. В памятный 2002 год, пока хор музыкального училища возвращался с конкурса, на адрес учебного заведения и администрации города уже летела поздравительная телеграмма из Москвы от высокого жюри: «Поздравляем хор музыкального училища с блестящей победой на престижном конкурсе. Молодой коллектив прославляет город, республику, всю Россию!»
Впоследствии именно народный артист СССР Минин, в содружестве с не менее именитыми хормейстерами Борисом Тевлиным и Валерием Калистратовым, рекомендовали Исаеву на получение звания Заслуженный работник культуры Российской федерации.
Когда – то писатель Роберт Шоу написал: «Триумф для дирижёра и его коллектива – это не станция назначения, это способ путешествия». Пожелаем Юлии Георгиевне долгого и счастливого творческого пути!

Автор статьи Ольга Варламова