День славянской письменности и культуры
20 мая в преддверии Дня славянской письменности и культуры на ПЦК Сольное и хоровое народное пение (русская группа) состоялось мероприятие, в котором участвовали студенты 1-4 курсов. Макарова Наталья Александровна рассказала об уникальном пласте русской народной культуры – фольклоре, формировавшемся на протяжении многих столетий.
«…У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, свой язык, национальный костюм, орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое.
Русская народная песня — фольклорное произведение, продукт коллективного устного творчества русского народа, который сохраняется в народной памяти и передаётся в устной форме из поколения в поколение.
Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и т. п.).
Фольклор в переводе с английского означает «народная мудрость», «народознание».
Понятие «фольклор» означает именно синкретичное искусство, существующее лишь в бесписьменной устной форме и неразрывно связанное не только с обрядом, но и с мировоззрением и соответствующим укладом жизни человека традиционного общества. Народное творчество безымянное, так как создавалось и улучшалось многими поколениями, а творцы своё авторство не ценили, наград и славы не имели. Произведения фольклора имеют постоянное совершенствование: ценное сохраняется, плохое забывается, несовершенное улучшается. Чем старше песня, тем ценнее, так как прошла проверку временем.
От профессионального искусства фольклор отличается признаками:
• Синкретичность (неразрывность целого, элементы не могут существовать друг без друга, лишается смысла). В фольклоре неразрывная связь многих видов искусства: слова, музыки, танца, обрядового действа…
Синкретичность проявляется в триединстве: созидание, исполнение, восприятие.
• Локальность – как специфика местного стиля;
– как закрепленное в условиях конкретного региона
единство, производство и потребление фольклорных
ценностей;
• Устность – способ бытования фольклора, обусловленный не
отсутствием письменности, а особым характером
художественного общения;
– способ передачи, научения с одной стороны
непроизвольный в процессе исполнения,
с другой – на основе устной традиции.
• Вариативность как генетический и неизмененный атрибут фольклора. Каждый народный певец исполняет песню, творчески её интерпретируя, и порождает при каждом исполнении великое множество вариантов. Народное творчество постоянно находится в состоянии варьирования (ритм, мелодия и поэтический текст постоянно варьируются).
Импровизационность можно рассматривать как индивидуализированную вариативность (Ефремов), вытекающую из устной природы фольклора.
• Коллективность – выражается:
– во всеобщности, т.е. в причастности к фольклорной
культуре всех представителей данного социума в пределах
одного временного периода (коллективность по
вертикали);
– в традиционности, в причастности к фольклорной
культуре многих поколений (коллективность по
горизонтали).
• Самоорганизация – проявляющаяся:
– в структурированности художественной жизни на основе
календарных и семейно-бытовых обрядовых циклах;
– в отсутствии руководителя, как специально выделенного
субъекта управления.
По жанрам народное творчество (как принято в филологии) делится на 3 рода:
1. Эпос (т.е. повествование): былины, исторические, баллады, духовные стихи.
2. Лирика (выражение чувств): любовная, пейзажная, гражданская (в т.ч. студенческие, мещанские, батрацкие, солдатские, революционные и т.п.).
3. Драма (связана с действием, имеет элементы театрализации): народный театр и драма, хороводные, плясовые, частушки, считалочки, календарные, свадебные и др.
Самые древние (с языческих времён) – трудовые, календарные, былины – появились при родовом строе.
В Средневековье – исторические, лирические, хороводные, плясовые. Носители светского искусства – скоморохи. При царе Алексее Михайловиче скоморошество было уничтожено по требованию церкви.
В эпоху Империи (от Петра I) возникли рекрутские, протяжные, исторические песни, баллады.
В XIX веке – рабочие, студенческие, революционные песни. В ХХ веке – частушки.
Народные песни собирают в фольклорных экспедициях, издаются сборники, проводятся фольклорные концерты, создаются фольклорные ансамбли, отделения, факультеты народного пения в учебных заведениях: музыкальных школах, училищах и колледжах, институтах и академиях…»
Русская народная песня – вид народного творчества с глубокой древности, тесно связана с жизнью, бытом, устно передаваемая из поколения в поколение. Очень хочется, чтобы история традиционной народной песни имела свое продолжение на многие века!
Студенты ПЦК Сольное и хоровое народное пение (русская группа) исполнили песни различных жанров русского народного творчества:
Духовные стихи
1. Афанасьева Жанна – «Бедная птичка»
2. Вокальный ансамбль «Говорушечки» – «Подарил мне Боженька»
Протяжные (лирические) песни
3. Яппарова Аделина – «Посажу я черемушку»
Календарные песни
4. Шамсутдинова Дарья – «Ой, вишня моя» (весенняя)
5. Панина Виктория – «На гряной неделе» (русальная)
Хороводные песни
6. Фольклорный ансамбль «Золоты ключи» – «Розметем лужок» (Пермская область)
Частушки и страдания
7. Кадырова Зульфия – «Летят утки»
8. Ульмаскулова Камилла – «Ох, у меня есть дружок тайный»
9. Карнаух Полина – «Расцвела я как цветочек»
10. Тептярева Виолетта – «Ягрыжские частушки»
Казачьи песни
11. Гогричиани Карина – «Собирался казак на войну»
12. Хамченкова Владислава – «Казачья»
Авторские песни
13. Фаттахова Алсу – «Рано рябина краснеет» муз. В. Пипекина,
сл. В. Семерина
14. Гимазова Аэлита «Рябина» муз. А. Колкер сл. к. Рыжова
Плясовые песни
15. Фольклорный ансамбль «Золоты ключи» – «Ды как по рещке» (Свердловская область)
16. Гильмутдинова Элиза – «Синичка»
17. Вокальный ансамбль «Говорушечки» – «Как по лугу, по лугу»