WORLDSKILLS RUSSIA
МИРОВЫЕ НАВЫКИ
С 11 по 16 декабря 2019 года в городе Уфа состоялся V Открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA) Республики Башкортостан по компетенции «Преподавание музыки в школе». Состязания по этой профессии впервые прошли на региональном чемпионате. Все конкурсные задания мы выполняли на специально выстроенных площадках на «ВДНХ-Экспо».
В первый день особое внимание уделили именно конкурсантам. Мы проверяли техническое оснащение площадки, работали в программах, которые в дальнейшем применялись на конкурсных заданиях. Главный эксперт дал инструкции по использованию технического оборудования, проведению соревновательных заданий, потом мы ознакомились со зданием.
Участникам конкурса предлагалось показать себя в пяти модулях, поделенных на три дня. На региональном этапе это:
A – создание видеоролика;
B – творческий баттл;
C – ритмическая импровизация;
D – учебное занятие по музыке;
E –аранжировка песни.
Ярко запомнилось официальное открытие регионального этапа чемпионата.
Первый конкурсный день состоял из модулей B и A. И понеслось… Самопрезентация, где мы рассказывали о своих хобби, увлечениях, затем «Музыкальная викторина», где давалось двадцать минут на то, чтобы подготовиться, повторить музыкальный материал. Каждый, в соответствии с жеребьевкой, выходил и называл звучавшие произведения. Их продолжительность составляла пятнадцать секунд.
Исполнение народной песни a’capella являлось следующим заданием. Перед каждым из нас стояла задача с голоса разучить народную песню, которая досталась нам по жеребьёвке. Но время было ограниченно – двадцать минут. Не каждый профессионал бы справился с таким заданием за столь короткий срок!
Каждый человек должен быть эрудирован, а музыкант так уж точно! С этим качеством и связано следующее задание – «Музыкальная эрудиция». На рабочем столе компьютера технический эксперт разместил нужный музыкальный материал. На подготовку отводилось двадцать минут. Во всех заданиях приходилось работать в режиме «presto» или даже «prestissimo». Всё удалось благодаря собранности и хорошему настрою.
Следующее задание – «Инсценировка песни». По жеребьёвке нам доставалась детская песня. Требовалось изобразить её с помощью движений, используя сделанный своими руками реквизит.
Мы побывали не только фантазёрами, но и танцорами под русские народные песни.
И последнее задание в модуле В — это боди-перкуссия, где нам под современную композицию нужно было передать ритм с помощью хлопков, шлепков, щелчков. Эта часть конкурсного дня пролетела довольно легко и не казалась сложной. А все потому, что состязания по этому модулю знакомы по отборочному этапу. Но дальше интересней…
Вторым этапом конкурсного дня являлось создание видеоролика. В этом задании стояла задача: сделать ролик, который будет соответствовать теме и задумке урока. На выполнение этого испытания нам давалось четыре часа. На компьютерах технические эксперты расположили папку с аудиоматериалами, видеоматериалами и сэмплами. Для выполнения задания конкурсантами использовались две программы: Movavi и Magic Samplitude. В первой мы нарезали видеофрагменты, а во второй занимались обрезкой музыки для видеоролика. Самое сложное в этом процессе – это обрезка музыки под видеоряд. Очень сложно было найти баланс. Но не бывает ничего невозможного! И после завершения всех конкурсных заданий мы — уставшие, но удовлетворенные шли домой.
Второй конкурсный день начался с модуля Е – аранжировка песни. Нам досталась детская песня — «Голубой вагон». Это задание мы выполняли с помощью использования компьютерной программы Cubase и Midi клавиатуры. На выполнение конкурсного задания нам давалось 5 часов. В результате участники представляли готовую аудиозапись песни.
В этот же день проводилось состязание по модулю С – ритмическая импровизация. Главная задача данного конкурсного задания — организовать репетиционный процесс и продемонстрировать концертное исполнение ритмической импровизации на детских шумовых инструментах, с использованием перестроения-дефиле и элементов хореографии. Но не все так просто. Всё это необходимо разучить и продемонстрировать с волонтерами, которых было двенадцать человек, не имеющих музыкального образования. Непростым являлось и то, что во время концертного исполнения нельзя подсказывать волонтерам какие-либо движения, или подправлять ритмический рисунок. Но волонтеры неплохо справлялись с поставленной задачей. На этом завершился второй конкурсный день.
Третий конкурсный день был самым сложным, но очень интересным. Мы выполняли задания модуля D – учебное занятие по музыке. За месяц до чемпионата нам выслали музыкальные материалы – две песни и два фрагмента видео для слушания музыки. На жеребьевке нам могла попасться одна из песен и один из видеофрагментов. Так же мы знали тему и цель урока. Одним из обязательных условий было использование интерактивной доски на уроке. После проведения индивидуальной жеребьевки сразу начиналась подготовка, и соображать нужно было очень быстро. После подготовки были приглашены волонтеры и начиналось занятие. Здесь же нужно было продемонстрировать видеоролик из предыдущего модуля. Во время слушания музыки волонтеры были поделены на группы. Первая группа изображала движение мелодии с помощью пластики, а вторая группа рисовала то, что они вообразили себе под эту музыку. Волонтеры очень быстро реагировали, отвечали на все заданные вопросы.
Следующий этап урока – разучивание песни. Совместно с вокально-хоровой работой нужно было продемонстрировать музыкально-ритмические движения. Эта стадия занятия прошла очень быстро и весело.
Затем были подведены итоги урока. Волонтеры поделились впечатлениями от услышанных музыкальных произведений. На этом наши конкурсные задания закончились. Оставалось ждать результатов…