День славянской письменности и культуры

24.05.2022

День славянской письменности и культуры


20 мая в преддверии Дня славянской письменности и культуры на ПЦК Сольное и хоровое народное пение (русская группа) состоялось мероприятие, в котором участвовали студенты 1-4 курсов. Макарова Наталья Александровна рассказала об уникальном пласте русской народной культуры – фольклоре, формировавшемся на протяжении многих столетий.

«…У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, свой язык, национальный костюм, орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое.

Русская народная песня — фольклорное произведение, продукт коллективного устного творчества русского народа, который сохраняется в народной памяти и передаётся в устной форме из поколения в поколение.

Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые, календарные и т. п.).

Фольклор в переводе с английского означает «народная мудрость», «народознание».

Понятие «фольклор» означает именно синкретичное искусство, существующее лишь в бесписьменной устной форме и неразрывно связанное не только с обрядом, но и с мировоззрением и соответствующим укладом жизни человека традиционного общества. Народное творчество безымянное, так как создавалось и улучшалось многими поколениями, а творцы своё авторство не ценили, наград и славы не имели. Произведения фольклора имеют постоянное совершенствование: ценное сохраняется, плохое забывается, несовершенное улучшается. Чем старше песня, тем ценнее, так как прошла проверку временем.

От профессионального искусства фольклор отличается  признаками:

• Синкретичность (неразрывность целого, элементы не могут             существовать друг без друга, лишается смысла). В фольклоре неразрывная связь многих видов искусства: слова, музыки, танца, обрядового действа…

Синкретичность проявляется в триединстве: созидание, исполнение, восприятие.

•   Локальность - как специфика местного стиля;

                            - как закрепленное в условиях конкретного региона

                              единство, производство и потребление фольклорных

                              ценностей;

•   Устность        - способ бытования фольклора, обусловленный не

                               отсутствием  письменности, а   особым характером

                               художественного общения;

                             -  способ передачи, научения с одной стороны

                               непроизвольный в процессе исполнения,

                               с другой – на основе устной традиции.

• Вариативность как генетический и неизмененный атрибут фольклора. Каждый народный певец исполняет песню, творчески её интерпретируя, и порождает при каждом исполнении великое множество вариантов. Народное творчество постоянно находится в состоянии варьирования (ритм, мелодия и поэтический текст постоянно варьируются).

Импровизационность можно рассматривать как индивидуализированную вариативность (Ефремов), вытекающую из устной природы фольклора.

• Коллективность – выражается:

                             - во всеобщности, т.е. в причастности к фольклорной  

                                культуре всех представителей данного социума в пределах

                               одного временного периода (коллективность по

                               вертикали);

                              - в традиционности, в причастности к фольклорной

                                культуре многих поколений (коллективность по

                                горизонтали).

• Самоорганизация – проявляющаяся:

                               - в структурированности художественной жизни на основе

                                 календарных и семейно-бытовых обрядовых циклах;

                               - в отсутствии руководителя, как специально выделенного     

                                 субъекта управления.

По жанрам народное творчество (как принято в филологии) делится на 3 рода:

1.   Эпос (т.е. повествование): былины, исторические, баллады, духовные стихи.

2.   Лирика (выражение чувств): любовная, пейзажная, гражданская (в т.ч. студенческие, мещанские, батрацкие, солдатские, революционные и т.п.).

3.   Драма (связана с действием, имеет элементы театрализации): народный театр и драма, хороводные, плясовые, частушки, считалочки, календарные, свадебные и др.

Самые древние (с языческих времён) – трудовые, календарные, былины – появились при родовом строе.

В Средневековье – исторические, лирические, хороводные, плясовые. Носители светского искусства – скоморохи. При царе Алексее Михайловиче скоморошество было уничтожено по требованию церкви.

В эпоху Империи (от Петра I) возникли рекрутские, протяжные, исторические песни, баллады.

В XIX веке – рабочие, студенческие, революционные песни. В ХХ веке – частушки.

Народные песни собирают в фольклорных экспедициях, издаются сборники, проводятся фольклорные концерты, создаются фольклорные ансамбли, отделения, факультеты народного пения в учебных заведениях: музыкальных школах, училищах и колледжах, институтах и академиях…»

Русская народная песня – вид народного творчества с глубокой древности, тесно связана с жизнью, бытом, устно передаваемая из поколения в поколение. Очень хочется, чтобы история  традиционной народной песни имела свое продолжение на многие века!

 

Студенты ПЦК Сольное и хоровое народное пение (русская группа) исполнили песни различных жанров русского народного творчества:

Духовные стихи

1.  Афанасьева Жанна – «Бедная птичка»

2.  Вокальный ансамбль «Говорушечки» -  «Подарил мне Боженька»

Протяжные (лирические) песни

3.  Яппарова Аделина – «Посажу я черемушку»

Календарные  песни

4.  Шамсутдинова Дарья – «Ой, вишня моя» (весенняя)

5.  Панина Виктория – «На гряной неделе» (русальная)

Хороводные песни

6.  Фольклорный ансамбль «Золоты ключи» - «Розметем лужок» (Пермская область)

Частушки и страдания

7.  Кадырова Зульфия – «Летят утки»

8.  Ульмаскулова Камилла – «Ох, у меня есть дружок тайный»

9.  Карнаух Полина  – «Расцвела я как цветочек»

10.   Тептярева Виолетта – «Ягрыжские частушки»

Казачьи песни

11.   Гогричиани Карина – «Собирался казак на войну»

12.    Хамченкова Владислава – «Казачья»

Авторские песни

13.    Фаттахова Алсу – «Рано рябина краснеет» муз. В. Пипекина,

       сл. В. Семерина

14.    Гимазова Аэлита «Рябина» муз. А. Колкер сл. к. Рыжова

Плясовые песни

15.      Фольклорный ансамбль «Золоты ключи» - «Ды как по рещке» (Свердловская область)

16.    Гильмутдинова Элиза – «Синичка»

17.    Вокальный ансамбль «Говорушечки» – «Как по лугу, по лугу»

20-1.jpg

20-2.jpg

20-3.jpg

20-4.jpg